Молодежная песочница

На форуме «Территория смыслов» профессор ВШЭ Алексей Чеснаков сравнил молодёжные парламенты с песочницей, куда молодежь отправляют поиграть в политику. В этой статье я приведу свои аргументы, почему с этим мнением согласиться никак нельзя.

Со стороны может показаться, что региональные молодежные парламенты – это красивая тусовка для привилегированной молодёжи, которая не производит законопроектов и не влияет на молодёжные массы

 

Раз уж «перчатка брошена», то давайте разберёмся в этом вопросе. Для чего изначально создавался институт молодёжных консультативно-совещательных органов?

  1. Чтобы молодёжь могла цивилизованно доносить своё мнение до тех людей, которые принимают решения на различных уровнях;
  2. Чтобы молодёжь могла получить практический опыт решения проблем;
  3. Чтобы создать кадровый резерв для системы управления.

 

Почему именно молодёжь? Потому что в силу возраста молодёжь ограничена в правах и в опыте прихода к власти. И потому, что именно молодёжь обладает взрывной социальной энергией, которую можно направить как на разрушение государства, так и на созидание в тех или иных отраслях.

 

Выполняет ли свои изначальные задачи Молодёжный парламент? Могу ответить на примере Ленинградской области:

  1. Члены Молодёжного парламента действительно доносят своё мнение до руководителей и депутатов. Для этого у нас есть система мероприятий, на которых присутствуют и депутаты, и руководство (помимо заседаний мол.парламента). Никакого ограничения на мнения нет. Не раз доходило и до жарких дискуссий.
  2. Члены Молодёжного парламента активно выходят с проблемами и своим видением их решения. Не всегда эти решения поддерживаются, но нам всегда дают обратную связь (почему «нет»). Если мы можем предложить иные решения, то они вновь будут обсуждаться.
  3. Бывшие члены нашего Молодёжного парламента – это нынешние муниципальные и региональные депутаты, руководители органов МСУ и региональных органов власти, есть один губернатор (М.Ю. Ведерников – первый председатель общественной молодёжной палаты при ЗакСобрании Ленобласти). Не все 100% заняли ключевые посты в органах власти, кто-то стал предпринимателем или руководителем на предприятии.

 

То есть, Молодёжный парламент свою функцию выполняет. Но что же тогда смущает стороннего наблюдателя? Может слабая законотворческая деятельность? Исходя из вышеперечисленных трёх задач, для Молодёжного парламента изменение законов (проведение мероприятий и реализация проектов) – это не сама цель, это только средство достижения. А какая цель? Цель – изменение реальности в интересах молодёжи (или даже правильнее, в интересах молодёжных лидеров) и создание преемственности между возрастными политиками и молодёжью (передача культуры управления).

 

Может проблема в охвате молодёжных масс? Именно! Все молодёжные структуры страны на сегодняшний день не охватывают большие массы молодёжи. Почему? Потому что в молодёжной политике сложилась практика выстраивать любую систему (будь то молпарламент , молорганизация или что-то ещё) сверху вниз. То есть, сначала создадим «федеральный штаб», потом будем думать, как создать «отделения» в регионах, а до муниципалитетов дойдём в светлом будущем. Почему? Потому что так проще и быстрее. Пока ты отработаешь на низовом уровне, пока раскачаешь регионы, пройдёт много времени. Но в молодёжной политике по-другому нельзя. Если ты выбираешь «как проще» (или «как дешевле»), а не «как лучше», то ты живёшь одним днём. Выигрываешь битву, но проигрываешь войну.

 

В той же Европейской хартии «Об участии молодёжи в общественной жизни на муниципальном и региональном уровнях» основной упор делается на муниципальный уровень. Именно оттуда приходит молодёжь на вышестоящий уровень и со знанием дела предлагает свои инициативы. То есть, молодой человек должен получить опыт решения локальных проблем и только потом в результате отбора выйти выше.

 

Что касается моего опыта руководства Молодёжным парламентом в Ленинградской области. Оценив всю ситуацию, первым заданием каждому члену мол.парламента стало — посетить заседание каждой комиссии Заксобрания.

Это нужно было для того, чтобы члены мол.парламента понимали, как вообще проходит работа над законопроектом и его путь до закона.

 

Вторым заданием стало ежегодное посещение всех поселений, от которых направлен член Молодёжного парламента. И не просто посетить, а встретиться с депутатским корпусом, с главой и с местной молодёжью. Это нужно было для того, чтобы каждого члена мол.парламента хотя бы знали в лицо и он сам понимал какая ситуация складывается на его территории, какие есть проблемы. Только после этого у члена мол.парламента могли появиться законотворческие инициативы.

 

В результате, эти инициативы действительно появились. При этом, я понимал, что многие выработанные решения не пройдут «взрослый фильтр» по тем или иным причинам. Но это будет хороший опыт для молодого политика, ибо настоящий опыт, это когда ты знаешь «как не надо». В этом уже заключается истинный эффект молодёжной политики – получать опыт провалов и наступать на грабли. В итоге, путь до закона прошёл только один законопроект и ещё один сейчас находится в работе.

 

Но, самое главное, что на местах (во многих поселениях) ситуация изменилась. В результате этих поездок многие члены Молодёжного парламента стали реальными проводниками между региональной властью и молодёжью, а сама молодёжь активизировалась и создала свои Советы молодёжи. Сейчас они активно работают и вот уже они должны в будущем направить своих представителей в мол.парламент, у которых за плечами будет и опыт и люди

 

Заметьте, результат моих действий получит даже не нынешний председатель Молодёжного парламента, а следующий, кто придёт за ним. И в этом вся суть молодёжной политики, её эффект отложен на 10-15 лет.

 

Вот сегодня мы имеем результат тех действий, которые государство проводило в отношении молодёжи 15 лет назад. Вспоминаем, какие решения в 2005 году государство принимало и сравниваем с результатом.

 

Я всегда говорю, что настоящая системная повседневная работа с молодёжью может вестись только на местном уровне (на уровне поселения). Все вышестоящие надстройки могут только направлять, помогать и контролировать. Но это не означает, что они не нужны. Нужно активнее заниматься организацией работы «на земле», создавать для этого условия и вкладывать в молодёжь ресурсы.

 

Продолжая мысль А.Чеснакова: Молодёжный парламент – это когда «вся песочница» приходит к «старшим товарищам» и цивилизованно добивается актуальных решений. На сегодня это чуть-ли не единственный способ коммуникации политиков с молодёжью. Хотите и это утратить?

 

Евгений Игнатьев

Председатель Молодёжного парламента Ленинградской области 2015-2018гг.,

Автор книги «Молодёжная политика «с нуля»

Оставить комментарий