Цифровизация — один из главных трендов в образовании XXI века. Новые технологии позволяют ещё глубже «погрузиться» в процесс обучения, побывать там, где простой человек не может — вершины вулканов, космические станции и даже закрытые гособъекты. О том, как подобные технологии сегодня применяются в современных российских школах, рассказал один из ведущих виртуальных путешествий столичного мегапроекта Московской электронной школы, журналист, кандидат биологических наук Илья Колмановский.
— Вы являетесь ученым, который одним из первых стал рассказывать интересные факты о науке в очень увлекательном виде, доносить научные знания до больших масс людей. Как вы к этому пришли, какие механизмы используете, чтобы донести научную информацию до взрослых и детей?
— Я вообще много занимаюсь популяризацией науки и провожу довольно много времени, делая интервью с учеными из разных стран мира для того, чтобы отследить, что интересного они сделали за последнее время. И превращаю это в статьи, заметки, теле- и радиопередачи, в лекции, научные шоу. Работаю в лектории «Прямая Речь», много провожу лекций для детей и взрослых в разных городах и странах мира/ Я всё время думаю о том, как научные идеи превратить в некий интерактивный экспириенс. Во что-то, что могут пережить посетители моих занятий, что-то, что они смогут сделать своими руками. Воспроизводя какой-то современный или классический опыт, оказаться, как я выражаюсь, «в ботинках» того исследователя, который сделал это открытие, идентифицироваться с ним, что приводит к гораздо более наполненному пониманию. Пониманию через погружение и переживание.
Мне кажется, что одно из очень важных слов здесь – это слово «погружение». Нужно дать нашей аудитории, взрослым или детям, чувство сопричастности.
Ощущение, что реальность ученых, их идей, технологий, целей, замыслов доступна нам, и мы можем в нее погрузиться: установить связь собственного мира, мира ребенка, его потребностей, его возможных вопросов, его очень важных «почему» и «как» с теми «почему» и «как», с которыми живут ученые. И ребенок может спросить себя, откуда в розетке электричество? Но ведь на самом деле оно было доставлено туда усилиями поколений изобретателей, мечтателей, фундаментальных ученых. Миры этих идей должны соприкасаться, ребенок должен погрузиться в мир ученого. Погрузиться и просто в мир предметов, тех экспериментальных установок, станков, с которыми работают инженеры или технологи, или те, кто производит это электричество. Понимание того, что это не какая-то сухая абстракция, в которую не верит порой даже сам учитель, а что эта жизнь реальнее, чем многие другие аспекты нашей действительности, что это можно пережить в том числе и на чувственном уровне. Я стараюсь и в своих лекциях, и в своих шоу, и в виртуальных путешествиях воздействовать через чувства, через ощущения, дать возможность почувствовать себя в роли ученого или того инженера, который производит тепло, электричество или сталь.
— Как это может повысить интерес ребёнка к учёбе и повлиять на мотивацию?
— Если ребенок будет понимать, как устроен мир и то, как знания школьных уроков применяются на практике, то он, безусловно, будет мотивирован к учёбе. Он будет знать, зачем ему это нужно. Здесь уже очень важно слово «понимать». С моей точки зрения, понять в очень значительной степени значит пережить, прочувствовать. Для нашего мозга, как говорит сегодняшняя нейронаука, есть очень большая разница между тем, что я услышал и тем, что я пережил. Мне кажется, что если наша цель – это подлинное понимание, сопереживание, то тогда действительно мы очень высоко ставим планку мотивации и осмысленности учебной деятельности для детей.
У современных детей важно воспитывать мотивацию, которая идет изнутри, цель, которую ребенок сам себе ставит, когда он начинает видеть, что мир потенциально постижим, и что мои усилия, направленные на то, чтобы что-то понять, во что-то вникнуть, будут мгновенно вознаграждены интеллектуальным удовольствием понимания, овладения миром.
В прошлые века считалось воспитывающим дух, дисциплину многократное повторение чего-то, в чём ребенок часто не видел смысла. Дисциплина вырабатывалась выучиванием, скажем, древнегреческих глаголов. Сама идея того, что я буду воспитан именно тем, что я делаю что-то, в чем я не вижу смысла, кажется сегодня архаичной, отжившей.
— Каковы перспективы массового обучения школьников через «погружение» и «понимание»? Как это можно вписать в современную школу?
— С одной стороны, есть много мировых образцов для подражания: это исключительные успехи школ в Гонконге, в странах Европы. С другой стороны, это успехи московских школ. И здесь есть несколько подходов. Один очевидный – это проектная деятельность и необходимость того, чтобы дети ставили сами себе цели, задачи, сами искали пути их решения. Для маленьких детей это простые, короткие проекты, для детей постарше – более сложные проекты. Что-то очень настоящее, что-то, что можно сделать своими руками, что-то, что задействует мультидисциплинарные материи, задача всегда решается с привлечением разных наук, разных технологий. Но сегодня мне ещё очень хочется поговорить про путешествия видео-360, инициированных и разработанных для системы столичного образования Московским центром развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО) – потому что технологии погружения в виртуальную реальность – это удивительный способ пережить опыт, не выходя из класса, как говорят. Интересно и замечательно, что мы можем доставить сегодня в любой класс такой экспириенс, который невозможно пережить даже в самой замечательной школьной лаборатории. Сегодня мы можем дать возможность людям совершить полёт над гидроэлектростанцией, очутиться на театральной сцене, на крышке ядерного реактора и даже в кабине космического корабля.
— В чём, по вашему мнению, сила технологии виртуальной реальности для образования?
— Мы сидим с вами перед экраном, и это чудо возникло 100 лет назад, и это уже очень сильное воздействие. Но если мы можем начать поворачивать голову, а жизнь с ранних лет учит нас, что если я поверну голову, то изображение на сетчатке изменится, и у меня есть некоторые ожидания от того, что произойдет. Это ожидание сбывается, так и происходит – действительно картинка меняется. У меня возникает ощущение погружения в реальность. Технологии 360 дают возможность перенести ребят в любые труднодоступные с точки зрения личного посещения места и идеально дополнить научные лекции для больших аудиторий. Здесь очень важно, что у ребенка есть активная роль – он может слушать ведущего, а может не слушать, может отвлечься, может посмотреть на что-то, что ему интересно. Это наделяет его опыт очень высоким иммерсивным компонентом, он погружается в эту реальность. А для нашего сознания огромная разница между тем, чтобы просто что-то понять или услышать и пережить. Мне кажется, школьники действительно переживают опыт пребывания в внутри виртуальной реальности, созданной видео-360. Это, конечно, очень важно, очень интересно. На самом деле, я – это мой опыт. Личность человека вылепляет то, что он пережил. Благодаря виртуальной реальности мы можем пережить больше.
— Ваш фильм «Электроэнергетика Москвы» за месяц посмотрели около 30 тысяч человек. Это для Вас является рекордом по аудитории или у вас есть тоже какие-то еще рекорды? Расскажите об этом.
— Я узнал, что этот фильм посмотрели 30 000 человек, и бесконечно дорожу этим. Выпуски программы «Правила жизни» на канале «Культура», где я часто бывал в гостях у ведущего Алексея Бегака, собирали большие аудитории, но это разные ситуации, потому что одно дело человек включил телевизор и там есть какая-то идея, которую пытаются транслировать на не всегда подготовленную аудиторию, другое дело – мы смогли поместить в эту среду заинтересованных детей в очень восприимчивом возрасте.
Уже десятки учебных фильмов в формате видео-360 доступны учителям для подготовки и проведения уроков в рамках Московской электронной школы, мегапроекта столичного образования, а каждому российскому учителю – на канале Youtube.
Это оставляет очень глубокий след, очень сильное впечатление. И это невероятная привилегия для меня, оказаться, если можно так выразиться, прямо в их голове. Это очень интересно! Главное, что мы с ребятами вместе оказываемся в виртуальной реальности. Я очень этим дорожу, и ценность такого опыта надо умножить на 1000, потому что мы вместе действительно смогли побывать на уникальных энергетических объектах московского региона – Раушской ГЭС, крупнейшей в Европе ТЭЦ № 23, увидеть, как рождается электроэнергия под мощным напором волжской воды на Иваньковской ГЭС, оказаться на крышке ядерного реактора первой в мире Обнинской АЭС, увидеть диспетчерский щит со всеми энергообъектами столицы и поприсутствовать на тренировке по ликвидации последствий условной аварии. Это незабываемый экспириенс, в котором мы видим подлинную мощь и суть электричества.
— А над каким фильмом вы работаете сейчас?
— Наш новый фильм 360, в котором я тоже выступаю в роли ведущего, рассказывает школьникам о химическом производстве московского региона. Ребята смогут увидеть, как из груды металлолома на их глазах рождается ротор авиационного двигателя и не только осознать, какие физические и химические процессы лежат в основе этого производства, но и обнаружить, что у них имеются все знания, чтобы попробовать эти процессы в домашних условиях. Обладая сегодняшними школьными знаниями, десятки лет назад можно было бы самостоятельно изобрести подобное производство. Быть ведущим в этом фильме – тоже высокая привилегия для меня. Я очень надеюсь, что донесу его образовательный смысл до учеников. И повторяю еще раз, технология 360 в значительной степени работает через чувства. Человек может не запомнить всех деталей устройства индукционной печи или тонкостей процесса закалки стали, но зато он очень хорошо поймёт, как и где современные технологии производства каждую минуту делают нашу жизнь комфортной, удобной и безопасной, а, может быть, и сам захочет её создавать. Этот фильм даст ощущение, что технологии – это очень интересно! И это более ценно, чем заучивание параграфа из учебника.
— Какие направления, какие области науки, что еще интересного вам бы хотелось рассказать детям, принести в мир образования?
— Если говорить о VR и видео-360, было бы страшно интересно заниматься тем, что касается человеческого организма, устройства и работы нашего тела, нашего пищеварения. Проследить путешествие еды, попавшей в организм человека или проследить за одной молекулой ДНК, которая в единичном экземпляре попадает в исходную клетку, в которой начинаются первые этапы развития эмбриона, и наблюдать до формирования окончательного облика человека. Очень интересно изучать, как «работают» животные, как «работают» растения. Это тоже, конечно, удивительно интересная тема. Вся зоогеография, возможность поместить людей в разные ландшафты, например, в России, учитывая, что это самая большая страна в мире. На севере России недавно нашли самое древнее животное, когда-либо жившее на планете, и это открытие сделал российский аспирант, закончивший МГУ. Он инициировал экспедицию на вертолете для того, чтобы обнаружить отпечатки на склоне скал на Белом море. Я представляю себе, что ребенок может посмотреть глазами этого человека на этот склон и сам найти эти отпечатки, вися над пропастью на веревке. Я думаю, это должно оставить довольно сильный отпечаток теперь уже в его сознании, а не только в скальной породе.
Вообще, фантазировать можно много. Возможности виртуальной реальности бесконечны!
А современный мегаполис? Это же сложнейший организм с его транспортной системой, производством, медицинской сетью – всё это можно отлично понять и раскрыть в виртуальных путешествиях и использовать на уроках технологии, информатики, биологии, обществознания, истории, физики, что поможет школьнику видеть мир как единое целое во всём многообразии взаимосвязей между областями знаний и школьными предметами.